Мастер-класс
«Активное долголетие через образование
на протяжении всей жизни»
 
Дата проведения: 1 марта 2012, 15-00
Место: Конференц-зал МУП ДК «Прогресс»
Организатор: Общественная палата Новосибирской области, Новосибирская региональная общественная организация Общества «Знание» России, МУП ДК «Прогресс» 
Модератор: Гриднева Галина Борисовна 
 
Докладчики:
 
1.    Гриднева Галина Борисовна, к.э.н., доцент, председатель правлении  НРООО «Знание» России. Тема: «Пожилой человек в Российском обществе: как продлить долголетие»
2.    Суслова Валентина Алексеевна, заслуженный работник культуры, председатель правления общества «Знание» России, ректор Центрального института непрерывного образования, г.Москва. Тема: «Учебно-методический комплекс «Геронтообразование в России»
3.    Сухорукова Марина Николаевна, менеджер, руководитель проекта «Учиться никогда не поздно». Тема: «Компьютерная грамотность как ресурс социально-психологической адаптации  в изменяющемся мире»
4.    Пилипенко Вера Кузьминична, ответственный секретарь Маслянинской районной организации Общества «Знание» России. Тема: «Деятельность Народного университета третьего возраста в муниципальных образованиях»
5.    Щедрина Анна Георгиевна, д.э.н.. профессор, руководитель Народного университета «Тайны долголетия»
6.    Канунникова Людмила Владимировна, д.м.н., профессор заслуженный врач РФ, главный врач Новосибирского областного госпиталя №2, главный геронтолог Новосибирской области. Тема: «Постулаты долголетия»           
7.    Агапова Ольга Владимировна, консультант по вопросам образования граждан третьего возраста, г. Санкт-Петербург, (директор представительства Немецкой Ассоциации народных  университетов, г. Санкт-Петербург). Тема: «Информационные технологии в руках пожилых»
 
Участие в мастер-классе позволит:  
  • Познакомиться с ресурсами организаций Общества «Знание» России
  • Узнать все о программах основ компьютерной грамотности, других факультетов Народного университета
  • Узнать о новых возможностях развития ресурсных центров
 
В мастер-классе примут участие  СО НКО,  эксперты, работающие по программам для пожилых людей Новосибирской области, Красноярского края, Алтайского края, республики Саха (Якутия), г. Санкт-Петербурга, г. Москвы. Также к участию  приглашены: министр социального развития Новосибирской области, управляющий отделения пенсионного фонда РФ по Новосибирской области, представители мэрии г. Новосибирска, руководители профильных комитетов законодательного собрания Новосибирской области, представители бизнеса.
 
Рекомендации 
участников круглого стола
«Активное долголетие через образование на протяжении всей жизни»
 
Новосибирская региональная общественная организация
Общества «Знание» России
1 марта 2012 года
г. Новосибирск
 
Участники круглого стола «Активное долголетие через образование на протяжении всей жизни», заслушав и обсудив доклады и выступления, пришли к выводу, что проблема демографического старения общества в начале XXI века вышла на уровень глобальных проблем человечества, и подтверждает актуальность разработки новых технологий социально-педагогической поддержки пожилых людей, активизирующих их возможности в решении личных проблем, способствующих  позитивной социализации граждан «третьего» возраста.
    В России пожилые люди - самая быстрорастущая группа, их численность составляет 21,8 % среди населения страны. Данная возрастная категория больше других нуждается в уходе, заботе со стороны общества, но имеет недостаточно средств и знаний для решения своих социальных проблем и напрямую зависит от проводимой государством социальной политики.
    В Новосибирской области, так же как и во многих других регионах, создан и работает геронтологический центр.  В созданной государством системе социальной защиты населения реализуются технологии, позволяющие обеспечить квалифицированную и разнообразную поддержку пожилых граждан, развитие социальной активности граждан пожилого возраста. Однако, в настоящее время перед обществом стоит задача не только создать условия для достойной жизни людей «третьего возраста», но и установить гармоничные отношения с социальным окружением, значительно расширить возможности социальной коммуникации, социальной активности граждан старшего поколения. Многие из этих вопросов социальная работа решает не в полной мере, деятельность социальных служб носит по преимуществу опекающий характер, мало ориентированный на использование собственных резервных возможностей людей «третьего возраста». Поэтому, особого внимания институтов гражданского общества, социально-ориентированных общественных организаций требует разработка новых образовательных технологий, способствующих формированию  у пожилых граждан нового социального опыта, позитивной мотивации,  активизации их жизненных сил для решения своих проблем.
    Системность решения названных задач возможна в рамках совершенствования социально-педагогической работы с данной демографической группой путем внедрения в практику эффективных форм и методов комплексной поддержки пожилых, разработки новых технологий их  образования, что, в конечном счёте, добавит «годы к жизни, и жизнь к годам». В России, в том числе и в Новосибирской области,  должен сформироваться сегмент общественных некоммерческих организаций, занимающихся  вопросами образования граждан старшего возраста, разработкой методик образовательно-просветительской деятельности. Образование людей старшего возраста следует  рассматривать как часть системы непрерывного образования граждан.
        
Участники круглого стола рекомендуют: 
 
Органам  законодательной и  исполнительной  власти Новосибирской области:
 
1. Рассматривать образование людей «третьего возраста» как часть системы непрерывного образования граждан Российской Федерации.
2. Признать общественную полезность непрерывного образования взрослых и, соответственно, закрепить гарантии его развития посредством выделения бюджетного финансирования, разработки схем финансовой поддержки участия в неформальном образовании и образовании взрослых различных социальных групп, включая людей «третьего возраста».
3. Сформировать модель поддержки социально-ориентированных НКО, занимающихся образованием людей «третьего возраста».
4. Поддержать инициативы общественных организаций о создании ресурсных центров для НКО, работающих по программам с пожилыми людьми.
5. Создать социальный институт (образовательный центр), объединяющий все формы организации образования для старшего поколения регионов России.
6.  Организовать работу по адаптации действующих образовательных программ для обучения лиц старшего поколения в целях укомплектования рабочих мест в соответствии с требованиями работодателей, испытывающих дефицит квалифицированных  кадров.
 
Органам местного самоуправления:
 
1. Активно поддерживать направления деятельности общественных организаций и образовательных учреждений, занимающихся разработкой новых технологий социально-педагогической поддержки пожилых, активизирующих их возможности в решении своих проблем, помогающих им реально включиться в социальные отношения, то есть способствующих их позитивной социализации.
2.  Совершенствовать практику межведомственного взаимодействия в сфере образования и занятости граждан пожилого возраста.
3. Направлять существующие возможности дополнительных средств финансирования на поддержку социально-ориентированных НКО, занимающихся образованием людей «третьего возраста».
 
Общественным организациям и образовательным учреждениям:
 
1. Активнее участвовать в разработке новых образовательных технологий  для граждан пожилого возраста, используя имеющийся опыт  Общества «Знание» России, Союза женщин России и других общественных объединений.
2. Более активно продвигать проекты, связанные с дистанционным обучением (ДО) пожилых людей.
3.   Продолжить работу существующих Университетов третьего возраста, народных университетов сеньоров; привлекать к участию в образовательных программах людей разного возраста; использовать богатый потенциал межпоколенческих программ, внедряя новейшие методики преподавания разнообразных дисциплин.
4. Развивать сети Университетов третьего возраста, народных университетов сеньоров через создание филиалов, в соответствии с принципом общедоступности образования независимо от местонахождения желающих учиться на основе укрепления партнерства и сетевого взаимодействия.
5. Активно использовать существующие возможности привлечения дополнительных средств на финансирование уставной деятельности в рамках федеральных, областных и муниципальных грантов и субсидий, предоставляемых на конкурсной основе.
6. Создать электронный ресурс, используя который, слушатели Университетов третьего возраста, народных университетов сеньоров в режиме он-лайн могли бы получать определенные знания и навыки от специалистов, общаться между собой, обмениваться интересной информацией, что способствовало бы интеграции пожилых людей в социум.
7.  Продолжить работу по повышению качества оказываемых услуг населению на принципах доступности и адресности, способствовать развитию социальной активности граждан пожилого возраста.
8. Совершенствовать практику межведомственного взаимодействия в сфере образования и занятости граждан пожилого возраста.